Автор: Джаггернаут aka Семнадцать отвратительных енотов. Текст со страницы http://www.juggernotes.com


О несуществовании медведей


   Как известно, некоторые получают сильное наслаждение от борьбы с прошлым, пытаясь нивелировать собственную глупость и низость разрушением святынь, опошлением высоких предрассудков etc. В стремлении объять и этот аспект мышления, я намерен сейчас уничтожить один из сакральных символов русского духа, за что нет мне прощения, вот такая я сволочь и бла-бла-бла в стиле этого м...ка Резуна.

   МЕДВЕДЕЙ НЕТ, НЕ БЫЛО и скорее всего не будет. Медведь - вымышленное животное, родившееся в воображении наших далёких предков. Однако этот вымысел оказался настолько удачен, что живёт веками и не сдаёт свои позиции даже под натиском технического прогресса и дирола без сахара, но зато с мочевиной (а вы не знали, что такое карбамид?..).

***

   Социальный заказ на медведя возник во времена протославян, живших деревнями в окружении могучих лесов.

   Во-первых, требовалось кем-то пугать детей, чтобы не уходили далеко от дома. Реально существующими животными нормального ребёнка напугать невозможно, так как ребёнок видел рядом вполне успешных и храбрых взрослых, которые легко справлялись с теми же волками, например.

   Во-вторых, бортникам было очень интересно выяснить, какая сволочь крадёт у них мёд. Однако указание на действительных виновников - всю остальную деревню - привело бы к нарушению общественного согласия, что для малых общин губительно. К сожалению, евреев тогда поблизости не наблюдалось. Мифическая фигура "медведя" стала приемлемым компромиссом, опорой неявному табу.

   Вышеприведённые требования к имиджу однозначно описывают крупное, всеядное, нестайное животное с весьма развитым интеллектом и мускульной мощью, достаточной, чтобы справиться с человеком, вооружённым холодным оружием.

   Замечу кстати, что нет принципиальной разницы в тогдашнем описании славянами медведя и нынешнем описании тибетцами и прочими шерпами т.наз. "снежного человека". Тем не менее, образованный человек существование "йети" подвергает естественному сомнению.

***

   Само название "медведь" - единственное функциональное наименование для млекопитающего в русском языке ("Тот, кто знает, где мёд"). Все остальные функциональные наименования относятся либо к птицам, либо являются более поздними по происхождению ("землеройка"), либо переведены с иностранных языков ("утконос", "муравьед", "слонопотам" и т.п.).

   Кроме того, даже это наименование обросло позднейшими иносказаниями ("Михайло Потапыч", "Топтыгин"), что однозначно указывает на его сказочность. Отметьте, подобные наименования для других животных всегда включают в себя их реальное название ("Кот Котофеич", "Лиса Патрикевна" и проч.).

   И ещё один момент. Автор "Слова о полку Игореве" широчайшим образом использует животные метафоры, перечисляя едва ли не всю фауну Киевской Руси. Медведь там не упоминается. Очевидно, в те времена знать не заботилась о сакрализации образа медведя, более того, резонно полагала его не более чем детской крестьянской сказкой.

***

   Одной из особенностей выдуманного медвежьего образа жизни является т.наз. "зимняя спячка", физиологический нонсенс для крупных млекопитающих. Очевидно, что "спячка" была не более чем объяснением, почему зимой, когда лес просматривается на сотни метров, никто так и не замечал крупного бурого животного.

   Дополнительный, малоудачный миф о т.наз. "белом", маскирующемся под ландшафт медведе не был воспринят всерьёз и укрепился только на севере, в районах вечной мерзлоты.

   Более востребованным оказался миф о "шатуне", который оригинально объяснял, почему не было свидетелей зимней встречи с медведем.

***

   Медвежья охота вообще возникла уже в имперские времена как своего рода шутка. Действительно, когда какой-то бедовый портной или таксидермист ради смеха раскроил и сшил несколько собачьих шкур в первую "медвежью доху", шутка возымела успех.

   Кроме того, отрыв дворянства от народа тогда был уже столь велик, что дворянские жёны легко проглатывали отмазки типа "ушёл охотиться на медведя". Крестьянские бабы в таких случаях обычно хватались за ухват и орали "Знаю я, куда ты намылился!", причём чаще всего их предположения были верны.

   Сопутствующая шутка о хождении на медведя с рогатиной, скорее всего, как-то связана с новейшей российской "пальцовкой". И там, и тут явно просматривается общая идея - жёстко добиваться своего при помощи агрессивного растопырчатого орудия или жеста. Вполне вероятно, расшифровка жаргонного выражения "ходил на медведя с рогатиной" должна выглядеть как "хотел на время сдёрнуть из дому, жена не отпускала, пришлось делать пальцы веером, чтобы утихомирить".

***

   Примерно в то время и произошла институционализация медведя как символа.

   Во-первых, потому, что реально он существовал в той же степени, что и двуглавый орёл.

   Во-вторых, терять такую удобную отмазку для похода к гетерам или в кабак ни один вменяемый мужчина не желал.

   В-третьих, тогдашняя насыщенность русского дворянства выходцами из Центральной и Западной Европы способствовала распространению медвежьих россказней по всему континенту.

   В-четвёртых, медведь оказался удачным пиар-образом, что немудрено, ибо он таким и замышлялся изначально.

***

   История понятия "полярный медведь" (polar bear) гораздо изящнее, чем кажется. Оно появилось в лексиконе только после Отечественной войны 1812 года и не имеет никакого отношения к географии.

   Авторство оригинального замысла приписывают Денису Давыдову, знаменитому партизану. Зная, что французско-буржуазные захватчики в достаточной степени осведомлены о наличии в России крупных и опасных лесных зверей, партизаны расставляли на пути следования вражеских обозов чучела, обтянутые собачьими шкурами, сшитыми по рецепту так и оставшегося неизвестным таксидермиста. После попадания нескольких ружейных пуль чучело падало, и перепуганные французы праздновали победу.

   Когда несколько человек несли "трофей" к обозу, срабатывал пружинный механизм, шкуру изнутри протыкало множество тонких игл-контактов. Одновременно с этим внутри чучела разряжались десятки лейденских банок - примитивных электрических аккумуляторов. Другие лейденские банки разряжались, когда ещё несколько французских солдат осматривали убитых.

   Проект изначально назывался "биполярный медведь" и был основан на неизвестных разработках М.В. Ломоносова. Военный и террористический эффект подобных устройств оказался настолько велик, что высочайшим повелением было запрещено упоминать их в военных рапортах и художественных произведениях.

***

   На фронтах пропагандистской войны медведь успешно провоевал два столетия - девятнадцатое и двадцатое. Ужас, которое это мифическое животное внушало Западу, явственно отразился в произведении Р.Киплинга "Мировая с Медведем".

   Наибольший интерес для нас всё же представляет так называемый "пакт Чуковского", когда несуществование медведя было разменено на несуществование крокодила (ещё одно вымышленное животное). Насыщенный конспирологическими аллюзиями текст "Краденое Солнце" послужил замаскированным предложением Советского правительства странам Запада. Предложение было принято.

   С тех пор западные страны и их колонии не подвергали сомнению существование медведя, более того, не препятствовали местному коммунистическому движению развивать проекты "Гризли" (медведь-грызун) и "Панда" (иск. "падло", очковый медведь как символ отношения к интеллигенции).

   В свою очередь, СССР не предал гласности факт несуществования крокодилов, что обезопасило бизнес по выделке т.наз. "крокодиловой кожи" (кожи негров некоторых экваториальных племён, страдающих редкой формой проказы).

***

   Читатель недоверчиво спросит: неужели автор в самом деле желает доказать несуществование того, что он, читатель, видел своими глазами? Своими ли? - спрошу я вместо ответа.

   С детства нас приучают к тому, что медведи есть. Мы видим их на картинках в книжках, мы видим их в мультфильмах. Нас готовят к тому, что, когда мы придём в зоопарк, мы увидим медвежонка или медведя, а не крупную собаку или человека в специальных костюмах. Образ медведя закрепляется умело проводимыми съёмками таких же фальшивок якобы на вольной природе. Городскому человеку больше и не нужно, а сельского жителя обычно не спрашивают.

   Хотя и здесь отдельные режиссёры, обходя пресс тоталитарной цензуры, предупреждали нас. Например, в "Семнадцати мгновениях весны" лопух профессор Плейшнер смотрит именно на "медвежат" перед тем, как совершить фатальную ошибку. "Имеет глаза, но не видит", - говорят нам мастера культуры.

   Кроме того, сколько раз в жизни читатель "видел" медведя? А сколько раз он становился объектом, на который направлены всяческие медвежьи образы и метафоры? Думаю, вторая величина превысит первую на много порядков. (Так, тут полагается расписать медведя как символ всяких гадостей и несовместимостей со столбовой дорогой развития цивилизованного мирового сообщества и озвучить следующий из этого призыв отказаться от медведя и медвежности во имя светлого и свободного будущего. Но я решил - ну их нафиг, и призыв, и будущее, и сообщество. Кто хочет, пусть вписывает. Да, и ещё пусть заклеймит тех, кто пытается сказку сделать былью, выводя медведей путём генетической инженерии из чау-чау и карликовых бегемотов)

***

Спонсор текста: церковь апостола Фоменко-неверующего. Место для рекламы не предусмотрено.